Поделки детскими руками на пасху

Поделки детскими руками на пасху

Поделки детскими руками на пасху
Поделки детскими руками на пасху

Поделки детскими руками на пасху

Поделки детскими руками на пасху


2.4.7. Социальное направление деятельности библиотеки (работа с воспитанниками детских домов, приютов; с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья; с многодетными, приемными, опекунскими семьями и т.п.).

Никто, ни один ребёнок, ни один подросток, не должен чувствовать себя исключённым из активной жизни. И здесь важное место занимает библиотека, которая является практически единственным бесплатным учреждением культуры, где дети с ограниченными физическими возможностями могут найти информацию на любую интересующую их тему, получить эмоциональную разрядку, читая книги, журналы, газеты, участвуя в литературных вечерах, встречах.

На протяжении многих лет библиотека координирует свою работу с детским садом компенсирующего вида «Солнышко» для детей с нарушениями опорно-двигательной системы. Библиотечное обслуживание таких детей нацелено на продвижение чтения среди детей с ограниченными возможностями, на расширение их кругозора и повышение уровня эрудированности.

В библиотеке уже сложилась определенная практика работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, одна из задач которой - дать больному ребенку проявить свои способности.

Продолжила работу литературно – творческая мастерская «Мастерская чудес», организованная в 2012 году. Ее цель – литературное, творческое и интеллектуальное развитие ребенка, организация досуга. Эта форма мероприятия помогает детям погрузиться в мир творчества, развивает умение и навыки, интеллект, образное мышление, воспитывает ребенка, как вдумчивого читателя. Ребятам настолько понравились занятия в мастерской, что они с нетерпением ждут очередного занятия и с радостью идут в библиотеку. В текущем году о работе мастерской узнали и воспитатели других детских садов микрорайона, занятия были проведены для воспитанников старших и подготовительных групп.

На занятиях «Дымковская игрушка», «Сказочная гжель», «Новогодние заморочки» дети рисовали, вырезали, складывали, склеивали с помощью бумаги и картона. Результаты занятий экспонировались на постоянно действующей выставке детского сада «Это мы можем», а также в библиотеке. Представление творческих достижений детей с ограниченными возможностями – одно из самых важных условий их реабилитации. Оно поднимает уверенность в себе, стимулирует дальнейшее творческое развитие.

В рамках реализации работы по акции «70 добрых дел – юбилею Кемеровской области» для ребят был организован кукольный театр «Улыбнись, и друг с другом подружись». (см. Работа клуба).

Ребята активно принимают участие в любом нашем мероприятии, будь то акция «Полиэтиленовому пакету – НЕТ!» или историческое путешествие «Мы – Россияне!». Но самыми эффективными формами работы считаем игровые. Игра снимает напряжённость, способствует общению детей, помогает им развивать воображение. Мероприятия, проводимые с ребятами в форме игр, привлекают их гораздо больше. Для ребят проведены мероприятия: игра «Космическое путешествие», праздник «Как найти ко сну дорогу», конкурс «В гостях у Несмеяны», праздник «Осенний переполох» и многие другие.

В 2014 году мы решили из книг, имеющихся в библиотеке, сформировать специальный фонд для детей с ограничениями в жизнедеятельности. В него войдут крупношрифтовые издания, книги-игрушки, книги-раскладушки, книги с картонированными страницами.

Каждое посещение библиотеки воспринимается воспитанниками с огромной радостью, потому что для них это выход в большую жизнь, возможность общаться с другими людьми. От нас же требуется, прежде всего, доброжелательное отношение, готовность работать и общаться с ними с учётом их возможностей и фиксация даже малейших их успехов.
2.4.8. Работа с родителями. Работа с женщинами, ожидающими ребенка

Именно в семье формируются основы мировоззрения ребенка, его ценностные ориентиры. Помочь в этом не простом деле родителям может библиотека. Работа с родителями ведётся по разным направлениям: это и индивидуальная работа, и организация книжных выставок, и привлечение к посещению массовых мероприятий, организованных для их детей, и, конечно, участие самих родителей в мероприятиях, выпуск библиографической продукции рекомендательного характера.

Именно в ходе индивидуальной беседы с родителями выявляются литературные предпочтения ребенка, а чтобы заинтересовать его чтением, подбираются качественные книжные издания (яркие иллюстрации, хороший шрифт).

Читатели младшего возраста не редко приходят в библиотеку вместе с родителями. Взрослые советуют своим детям книги своего детства, а библиотекари в свою очередь рекомендуют им познакомиться с литературными предпочтениями своих детей, тем самым узнав круг их интересов.

Большим спросом у родителей и детей пользуются выставки по семейному воспитанию. В последнее время их волнует вопросы образования, воспитания, здоровьесбережения, организации досуга своего ребенка. А книги, представленные на выставке, помогают им в этом непростом деле. Так выставка «Энциклопедия малыша», традиционно привлекает родителей. С выставки было выдано 39 экземпляров литературы, что свидетельствует о её практической значимости.

На праздничную игровую программу «Большая контрольная для детей и родителей», организованная к дню семьи, были приглашены мамы и бабушки. Мероприятие началось с истории самого праздника, чтения стихотворений о семье.

Библиотекари стараются приглашать родителей на разные мероприятия. Такие праздники как «Прощание с Азбукой», «1 Сентября – День знаний», «День матери» не обходятся без родителей. Отрадно отметить, что после мероприятия, находятся желающие взять книгу для ребенка.

Выступая на родительских собраниях, специалисты библиотеки знакомят родителей с библиотечно – библиографическими, информационными услугами библиотеки, проводят беседы консультации «Как привить ребенку любовь к книге и чтению», «Чтение в семье», беседу – обзор «Прежде всего мы родители», «Моя первая энциклопедия», « Душевное чтение».
2.4.9. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, работа с трудными детьми.
Формирование информационной среды, противодействующей асоциальным явлениям, формирование у детей позитивного отношения к жизни и собственному здоровью.

Забота о здоровье является приоритетной политикой нашего государства. Очень важно сформировать у детей и молодежи потребность быть здоровым, которая и составит основу для привития соответствующих форм поведения и навыков здорового образа жизни.

Библиотеки, как учреждения просветительские, не могут напрямую влиять на устранение и запрещение негативных привычек, но умело, организованные мероприятия вносят свой вклад в формирование здорового образа жизни.

Важное место занимает профилактическая и разъяснительная работа.

К Неделе Жизни в Центральной детской библиотеке прошла информационно – игровая программа «Раскрась картину жизни в яркий цвет», которая началась со «Здоровой разминки», на которой отгадывались загадки о средствах гигиены, спортинвентаре и составляющих здорового образа жизни. Далее, в «меню здорового и счастливого образа жизни» была «Фруктово - ягодная корзинка», полная загадок  о садовых дарах  природы и забавного шуточного конкурса на определение цвета наших любимых и полезных напитков. Также мальчишки и девчонки «попробовали» фирменное блюдо «МультАссорти», приняли участие в конкурсе «Книгочеи», когда весело и дружно вспоминали любимые книжки, в которых упоминается о спорте и здоровом образе жизни. А закончилось мероприятие просмотром позитивного мультипликационного фильма «Барашек и Кролень», наглядно демонстрирующий, как нужно относиться к своей жизни и что в ней есть главное.

Для младших классов прошла познавательно – развлекательная программа «Простые истины» о разумном и позитивном отношение к жизни. Логичным началом мероприятия стали пожелания друг друга доброго здоровья и хорошего настроения. А далее, начался «Мозговой штурм», на котором ребята отгадывали загадки на тему здоровья; «Витаминный БУМ», где разговор шел о полезных соках, фруктах и овощах; «Сказочный микс» и «Сказочная физкультура», где дети вспоминали сказочные произведения, песни, мультфильмы, рассказы, в которых герои так или иначе связаны со спортом

В результате обсуждения вопросов, касающихся здоровья, как физического, так и духовного, ребята пришли к выводу: чтобы жизнь была позитивной, созидательной, счастливой, необходимо вести здоровый образ жизни, вырабатывая иммунитет на негативные явлении, обогащая свой духовный мир, совершенствуя физическое состояние.

Испытанной формой работы по пропаганде здорового образа жизни является книжная выставка и беседа у нее. Их преимущество заключается в сочетание наглядности и содержательности.

«Простые истины» - так называлась выставка, организованная в рамках «Недели жизни». Вся представленная на ней литература, а это 28 экземпляров, пропагандировала здоровый образ жизни, рассказывала о режиме дня школьника, о здоровом питание, о занятиях спортом, вреде курения и алкоголя.

Выставка – подсказка «Как стать Неболейкой» так же ориентировала читателей на формирование и поддержание здорового образа жизни, позитивного отношения и хорошего настроения.

Все мероприятия преследуют одну цель: показать ценность здоровья, активного образа жизни, с одной стороны, и пагубность негативных привычек с другой. Но главное показать, что мы сами творцы своего счастья и у каждого есть право выбора. Главное в этом выборе – не ошибиться.
2.4.10. Правовая культура

По-прежнему много внимания сотрудники библиотек уделяют воспитанию основ правовой культуры у детей и подростков. Для учащихся школ в этом направлении проводятся информационно-правовые мероприятия: беседы, уроки правовой грамотности «Подросток и закон», «Чтобы достойно жить», конкурсные программы «Мы строим правовое государство», «Полезный и безопасный Интернет». Научив сегодня детей пользоваться их правами и свободами, умело сочетать права и обязанности, ответственность перед другими, воспитывая их правовую культуру, завтра, превратившись во взрослых, они научатся соблюдать и защищать не только свои права и свободы, не только права своих детей, но и наши права, права старшего поколения.

Содействуя повышению гражданской активности населения, сделали библиотекари и акцент на мероприятиях, содействующих вовлечению граждан в избирательный процесс. Для старшеклассников проведены час правового просвещения «Главный выбор года», «Гражданином быть обязан», оформлены выставки «Выбирать – мое право», «Кузбасс выбирает!». Подготовлена серия буклетов «Памятка избирателю».

С подключением всех библиотек системы к Интернету стала доступна правовая система «КонсультантПлюс», о возможностях которой активно рассказывали библиотекари как подросткам, так и их родителям. В текущем году для учащихся провели Web-урок-диалог «Полезный и безопасный Интернет». Познакомили библиотекари учащихся с выдержками из Федерального закона РФ № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющий вред их здоровью и развитию». Был показан видеоролик «Уроки медиабезопасности», розданы буклеты для детей и родителей «Безопасный Интернет», «Должны общаться дети в безопасном Интернете».

Библиотекари представили лучшие сайты для подростков: «Президент России - гражданам школьного возраста», «Книги для подростков девочек», «Подросток.ру».

Для оценки результатов своей работы по правовой информации библиотека использовала методы исследования: анализ документов и статистических материалов, анкетирование «Право и мы».

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы: потребности населения в правовой информации растут, а в библиотеке есть возможность для их удовлетворения. Разнообразные формы работы дают положительные результаты. Дальнейшее совершенствование работы, связанной с распространением правовой информации через систему общедоступных библиотек, позволяет существенно расширить возможности информирования разных категорий общества, создать предпосылки для повышения правовой культуры населения. В 2014 году во все библиотеки системы будут приглашены работники городской прокуратуры, составлен перспективный план совместной работы.

2.4.11. Поддержка и популяризация чтения. Областные конкурсы «Самая читающая семья», «Достоинство таланта читателя.

Реализация творческого потенциала ребенка во многом зависит от его отношения к книге и чтению, которые тренируют воображение, а через него актуализируют творческие способности читателя. Человек учится думать, переживать, включаться в другие жизни, и тем самым познавать себя, открывать собственные возможности. Библиотека предпринимает все возможное для развития способностей, в том числе и посредством участия во всевозможных конкурсах. Хочется отметить семью читателей филиала №6 Нуриахметовых. Семья принимает активное участие в библиотечных конкурсах, в 2011 году они стали победителями городского конкурса «Судьба семьи в судьбе Кузбасса».

В 2013 году семья Нурипхметовых стала участником областного конкурса « Самая читающая семья». Нуриахметова Ирина, ученица 9 класса, активный читатель библиотеки, участница и ведущая библиотечных мероприятий, праздников студии «Фантазеры» Дома культуры «Сибирский», отмечена поощрительным призом и была приглашена для участия в финале и награждении победителей конкурса «Самая читающая семья».

В конкурсе «Лучшая работа моих родителей» приняла участие юная читательница библиотеки-филиала № 4 Диана Горбатюк, с рассказом о своей маме, хореографе Дворца культуры «Центральный».

Второй раз подряд Кирилл Дмитриев становится победителем областных конкурсов, в 2013 году он стал победителем областного конкурса «Достоинство таланта читателя». Кирилл Дмитриев инвалид детства, но это совершенно не мешает ему быть активным читателем, фантазером и несгибаемым оптимистом.

Коллектив Центральной детской библиотеки принял участие в проекте «Книжная авоська», а заведующая детской библиотеки Олеся Витальевна Аптреева и учитель начальных классов гимназии № 11 Елена Владимировна Фатеева стали инициаторами первой городской познавательно – развлекательной игры – викторины «По страницам любимых произведений», целью которой была пропаганда книги и детского чтения, повышение интереса к чтению, расширение кругозора учащихся. Учащиеся 1 классов 4 школ города на протяжении трех этапов игры состязались между собой, выявляя самых начитанных и творчески активных.

Ведь по правилам и условиям игры, представить свою школу в финале смогли команды, набравшие наибольшее количество баллов по итогам трех этапов.

Путем трудным, но интересным шли ребята к финальной игре. А интересного и познавательного действительно было много! Сначала первоклашки окунулись в мир русских народных сказок, и не волшебством, а своими знаниями прокладывали путь к победе. Затем, мир авторских сказок распахнул свои двери перед ребятами, а на последующем этапе все внимание и признание в любви от детей досталось родному краю, он так и назывался: «Люблю тебя, мой край родной». Все ребята своими знаниями и трудом, командным духом и стремлением к победе проложили себе путь к финалу, но только лучшие из лучших имели возможность представлять свои школы в финальной игре, которая прошла под названием «Загадки».

Кроссворды, викторины, блиц – опросы, тематические пазлы, тестовая работа и много разных игр и развлечений: все было в этой игре. А какие творческие задания и номера были продемонстрированы школьниками – «не в сказке сказать, ни пером описать»! Все ребята без исключения были отмечены грамотами и сладкими призами. А победителями стала команда «Жар Птица», 1 класса МБОУ «ООШ №8».

В библиотеке-филиале №6 прошла интеллектуальная игра «По книжным страницам», с использованием современных технологий, построенная по принципам телевизионной передачи «Своя игра». Но тема ее была связана с названиями книг, главными героями и самими авторами книг. Мероприятие получилось интересным и познавательным, вызвало много эмоций. Но самое главное в том, что участника состязаний взяли книги, на вопросы из которых они не смогли ответить, потому что этих книг еще не читали.

2.4.12. Другие актуальные направления
Работа с одаренными детьми

Уже много лет ЦДБ ведет работу с одаренными и талантливыми детьми, способными к литературному творчеству. А творчеству юных читателей, действительно, уделяется особое внимание. И дети, и педагоги активно принимают участие в творческих мероприятиях и созданиях выставок.

Ко Дню космонавтики в читальном зале библиотеки была подготовлена выставка «На пыльных тропинках далеких планет», на которой среди ярких, интересных, доступных для детей  книг о космосе и космонавтах размещены работы читателей детской библиотеки: макеты ракет, аппликации, рисунки. Они привлекают внимание посетителей читального зала: дети рассматривают ракеты, обсуждают, как и из чего они сделаны, а библиотекари предлагают ознакомиться с журналами «Мастерилка» и «Левша», чтобы научиться делать самому ракеты и космодромы.

Экспонировалась выставка «Мы любим сказки эти», на которой были представлены работы юных читателей по прочитанным ими сказкам. Это было и панно по сказке А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино», рисунки и аппликации, поделки по произведениям Отфрида Пройслера: «Маленькая Баба Яга», «Маленький водяной», «Маленькое приведение». Получилась большая галерея портретов сказочных героев, вызывающая восторг и умиление, интерес и восхищение фантазией и воображением ребенка.

Участие ЦДБ во всероссийском конкурсе «Книжная авоська», организованный книжный проектом «Настя и Никита», тоже оказалось событием интересным и незабываемым. Тема конкурса была «Биографии». Предоставив библиотекарям возможность выбора, организаторы конкурса предложили участникам второго сезона провести мероприятие по нескольким темам на выбор. Центральная детская библиотека, узнав и заинтересовавшись этим предложением, не осталась в стороне и, выбрав для себя тему «Виктор Васнецов», подала заявку на участие в объявленном конкурсе.  Получив в ответ бандероль с выбранной книгой, работники библиотеки приступили к подготовке к мероприятию. Материал собран, задумка была осуществлена. Так в ноябре с четвероклассниками МБОУ «ООШ №8» был проведен ИПЧ «Виктор Васнецов: в гостях у сказки».

Тема сложная, но очень интересная! И, действительно, ребята с большим интересом и удовольствием, внимательно и сосредоточенно узнавали о жизни и творчестве великого русского художника. Но не только слушателями были ребята в этот день. Разбившись на две команды, школьники приняли участие в творческом состязании.  Сначала, за определенно отведенное время собирали пазл, тем самым определив, о какой картине пойдет речь, а затем, эту самую картину «оживили», для чего были выбраны из каждой команды по одной девочке, которые, нарядившись соответственно образу, мимикой, положением тела, словами, близкими настроению картины, должны были представить на суд зрителей  свою «Аленушку».  За свою яркость, искрометность и талант девчонки были награждены медалями и бурными аплодисментами. В итоге, победила дружба! А за любовь к книге и чтению, за активное участие в жизни библиотеки ребятам были вручены благодарственное письмо и книжные закладки от книжного проекта «Настя и Никита».

Работа в данном направлении нужная и необходимая, находящая эмоциональный отклик со стороны читателей, поэтому на будущий год библиотекарями запланировано участие в нескольких конкурсах и проектах, как городского, так российского масштаба, что, непременно будет интересным, как детям, так и библиотекарям.
Социально – педагогическое направление.
В течение 2013 года читальный зал ЦДБ активно вел работу с детскими учреждениями, воспитанники которых нуждаются в особой заботе и внимании: МОУ «ДДШ 35», МОУ ДС «С (к) ШИ 37», МУ «Реабилитационный Центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» а так же школа-интернат № 18. Руководители детских коллективов (классов, групп) ознакомились с планом массовой работы ЦДБ на 2013 год, выбрали из предлагаемых мероприятий интересные детям в соответствие со спецификой своего учреждения, заключили договор с ЦДБ о сотрудничестве, согласовали дату и время посещений.
Цель сотрудничества:
-Расширение жизненного пространства для детей данных учреждений;

-Создание равных возможностей в доступности библиотечных фондов для детей, обладающих разными интеллектуальными и физическими возможностями, удовлетворение их образовательных и информационных потребностей;

-Содействие нравственному развитию детей, раскрытие их творческого потенциала;

- Приобщение к чтению;

-Развитие внимания и уважения к окружающим через любовь к книге и чтению.
Мероприятия были выбраны по разным направлениям работы:

Сотрудничество Центральной детской библиотеки  и Реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями продолжается уже не один год. За этот период ребята не только узнали много нового и интересного, но и посредством знакомства с великим и увлекательным миром литературы воспитывается любовь к книге. Для лучшего восприятия и наглядности к каждому уроку разрабатывалась слайд-программа, использовались разнообразные методы и приемы работы с детьми: беседы о прочитанном рассказе, прослушивание аудиокниг, показ диафильмов, просмотр мультфильмов или же отрывков из художественных фильмов.

Один из таких уроков был посвящен творчеству Бориса Заходера: «Стихи. Как много их вокруг»

Данная тема была выбрана не случайно: в 2013 году исполнилось 95 лет со дня рождения поэта. Основная цель – познакомить ребят с творчеством поэта и сказочника Б. Заходера.

В начале занятия были отмечены основные вехи его творчества, что позволило ребятам погрузиться в чудесный мир поэта и подготовить их к восприятию поэтических текстов. Стихотворения для мероприятия были подобраны на одну тематику – мир животных, в беседе ребята оживленно вступали в диалог с ведущей. Одним из этапов мероприятия было отгадывание загадок цикла произведений «Мохнатая азбука», которые с большим интересом ребята отгадывали, так же была проведена игра по отрывкам стихотворений поэта, где дети должны были догадаться о ком идет речь - о кошках или о собаках. Для более полного знакомства с творчеством писателя были затронуты не только поэтическое, но и прозаическое творчество писателя: ребятам был показан диафильм по сказке Б. Заходера «Ма-Тари-Кари», после просмотра которого с ребятами была проведена беседа. Так же была освещена его переводческая деятельность, и проведена викторина по сказке «Винни-Пух и все-все-все». В конце мероприятия ребята с огромной заинтересованностью посмотрели мультфильм «Кит и кот».  После  чего для самостоятельного чтения детям были розданы книги Б.В. Заходера, которые они просмотрели с большим интересом. К мероприятию была подготовлена книжная выставка «Наш любимый Б. Заходер».

Ко дню инвалида для ребят из реабилитационного центра была проведена театрализованная игровая программа «Давайте в сказку дверь откроем». Ребята вместе с ведущими вспомнили, какие бывают сказки, все вместе произнесли заклинания, чтобы попасть в сказку. И вот путешествие по прекрасному и увлекательному миру сказок началось.

На волшебной тропинке ребята встретили маленьких гномиков, поиграли в их любимую игру с воздушными шариками, отгадали загадки-обманки. Неожиданно перед ними появилась Баба Яга. Вместе с ней дети потанцевали, побывали в волшебном сказочном театре, а затем рассказали ей стихотворения, спели песенку. С большим интересом ребята восприняли появление волшебной шкатулки, в которой ждал их сладкий приз. В конце мероприятия был показан клип о сказках. Баба Яга подарила детям подарок. На память об этом увлекательном путешествии ребята сфотографировались с Бабой Ягой возле книжной выставки сказок.
Для ребят 5-9 классов школы - интерната № 37 был проведен познавательный час «Пасхальный звон колоколов», на котором дети узнали, что Пасха на Руси считалась праздником всех праздников. Радость человека от обновления природы, пробуждения ее от зимнего сна совпадает по глубине и смыслу с той радостью воскрешения к новой жизни, которая заключена в христианском празднике Пасхи. Потому так любим народом этот праздник, потому так радостно, щедро звонили колокола в пасхальное воскресенье. К встрече праздника готовились заблаговременно. В каждом доме убирали, чистили, стирали и - красили яйца, пекли куличи, готовили творожную пасху. Детям было рассказано, почему яйцо является главным символом праздника Пасхи, откуда возникла традиция красить яйца, о цвете и символике украшений пасхальных яиц. Был проведен мастер- класс «Дорого яичко к Христову дню», на котором ребята разукрашивали сначала плоскостное яйцо, а затем украшали настоящее, готовили пасхальные сувениры. В конце встречи было предложено оформить пасхальный стол из того, что приготовили сами дети. Все поделки присутствующие взяли с собой, чтобы на Пасху, у себя в школе – интернате устроить праздник.

Так же ребята школы-интерната № 37 побывали на Фольклорном празднике «Весна, весна, поди, сюда!». Учащиеся разгадывали загадки о весне, о месяце марте, знакомились с приметами прихода весны, читали «заклички» при помощи которых, люди в старину приближали весенние дни. Познакомились с традиционными весенними играми русских людей, поиграли в «Ручеек». Был проведен мастер- класс по лепке из пластилина птичек. Для детей было приготовлено чаепитие с пряничками изображающих весенних птиц.

Педагогами и воспитателями работа библиотекарей была оценена по достоинству, поэтому и на следующий год ЦДБ продолжит свое сотрудничество с учреждениями, воспитанники которых нуждаются в особой заботе и внимании.
2.5. Индивидуальная работа с читателями-детьми
Индивидуальная работа с читателями по-прежнему остается одним из важных участков работы абонемента ЦДБ.

Она помогает привлечь ребенка в библиотеку, порекомендовать ему нужную литературу, дать совет в правильном выборе книги и работе с ней, информирует о том, какие еще услуги предоставляет библиотека.

Работа с каждым годом усложняется. Всё труднее становится привлечь и заинтересовать ребёнка чтением, так как в силу развития информационных технологий, ему легче и быстрее получить готовую информацию с электронных носителей. Индивидуальная работа начинается уже при записи. Важно выяснить: пришел ли ребенок за конкретной литературой или его привело в библиотеку желание читать вообще. Библиотекари стараются подобрать книги таким образом, чтобы посещение библиотеки стало явлением постоянным, а не случайным.

А вот тех читателей, кто по - настоящему любит книгу и чтение, стараемся приобщить к лучшим произведениям классических и современных авторов. Читатели старшего возраста охотно откликаются на такое сотрудничество, они понимают, что без знаний такой литературы они не смогут стать в будущем образованными людьми.

Не первый год на абонементе ЦДБ работает «Персональная полка читателя». Именно в ходе индивидуальной работы выявляем желающих, которые рекомендуют понравившиеся произведения остальным читателям. Традиционной формой работы с читателями являются рекомендательные беседы у книжных выставок и тематических полок. Это позволяет наиболее полно раскрыть читателям фонд библиотеки, познакомить их с наиболее интересными произведениями научно – популярной литературы и энциклопедиями.

И конечно же обязательным условием успешной и плодотворной индивидуальной работы с юными читателями является создание максимально комфортной обстановки для каждого, чтобы каждый ребёнок знал и чувствовал – здесь ему рады, здесь его всегда ждут.
2.6. Работа кружков, клубов по интересам для детей

В 2013 году в библиотеке филиале № 6 начата работа по реализации программы клуба «Кузбасс – России славный край», цели которого:


  • Пробуждение чувства патриотизма, любви к родному краю.

  • Пропаганда краеведческих знаний в системе образования и воспитания личности.

  • Формирование интереса к чтению художественной литературы о Кузбассе.

Формы и методы реализации программы клуба весьма разнообразны: обзоры, беседы, уроки мужества, литературные композиции, акция «70 добрых дел – юбилею Кемеровской области». Но особое внимание уделяется раскрытию книжного фонда посредством оформления книжных выставок.

В начале года оформлена литературно – художественная экспозиция «Большой России – славный уголок!», целью которой является расширение представлений об истории и настоящем Кузбасса, воспитание чувства глубокого уважения к своему краю, привлечение новых читателей.

В связи с юбилеем работа активизировалась, приобрела новые формы, сотрудниками библиотеки была оформлена нетрадиционная выставка-зонтик «Звёздный дождь нашего края».

В рамках работы клуба прошли беседы «Мой отчий край ни в чем не повторим», «Творчество наших земляков»; игра – путешествие «По достопримечательностям края», час краеведения «Родословная моей земли», в ходе которого ребятам была дана информация о том, что знать историю родного края – значит уметь ценить его прошлое, любить настоящее, каждый день вносить свой вклад в строительство новой жизни. История Кузбасса – это неотъемлемая часть большой и славной истории нашей великой Родины.

Клубовцы стали активными участниками акции «70 добрых дел – юбилею области», целью которой стало воспитание у подрастающего поколения положительных качеств и вовлечение горожан в совершение добрых дел. Акция проходила под девизом: «Больше добрых дел вместе». В зимний период библиотекари вместе с ребятами из школы №36 изготовили и развешали кормушки для птиц, посетили приют для бездомных животных «Островок доброты». В апреле в рамках весенней недели добра посетили детский сад №3 для детей с ограниченными возможностями и показали им кукольный театр «Улыбнись, и друг с другом подружись». Неравнодушные ребята – Дзюина К., Золотов С., Казаков В., Калитиненко И., Лемешев А., Пенков Ф. – выступили в роли актеров в сказочной постановке «Заюшкина избушка».

Ко Дню Победы библиотекари провели мероприятие «Успейте сказать им спасибо», приняв участие во Всероссийской акции «Благодарность земляков».

Также провели акцию «Уступи дорогу добру!» для привлечения внимания водителей к безопасности детей на дорогах. Вместе с учащимися библиотекари раздавали водителям воздушные шарики с надписью «Уступи дорогу добру!» и буклетами о соблюдении правил дорожного движения.

В течение года было сделано еще много дел – сбор детских игрушек и вещей, благотворительная ярмарка «Игрушка своими руками», экологическая акции «Скажи полиэтиленовому пакету – «НЕТ!», совместно с музыкальной школой организованы концертные программы для людей пожилого возраста к Международному женскому дню, Дню пожилых людей, Дню Матери и другое.

В конце года при завершении работы по акции с учащимися школы №36 было создана «Временная капсула пожеланий и добрых дел» - капсула с посланием к потомкам, предназначенная для будущих поколений. Эта капсула помещена в музей школы №36 и будет открыта в 2043 году, в год 100-летия Кемеровской области.

Акция имела большой резонанс. Результат совместных действий получился значимым. Проведение таких акций позволяет сконцентрировать усилия библиотеки, школы, других общественных учреждений культуры. Данная работа хороша еще и тем, что она предполагает живое общение. Хочется, чтобы ребята не только эмоционально разрядились и отдохнули, придя в библиотеку. Важно, чтобы они нашли в себе и помогли проявиться таким сторонам своей личности, которые обычно не видны в повседневной жизни.

Подведены итоги акции: конечно, 70 дел сделать не успели, но проведены 39 мероприятий. Ребята участвовали во всех делах добровольно и с большим энтузиазмом, заражая им своих более пассивных одноклассников. В городской газете «РИО» были помещены развернутые репортажи об акции, напечатаны отзывы читателей. Перспективность и эффективность подобной формы работы доказаны на практике. Положительный результат – повышение имиджа библиотеки, привлечение новых пользователей, которые становятся нашими активными читателями и помощниками.

И главный результат на сегодняшний день – это интерес детей к краеведению, к изучению истории родного края. Для занятий краеведением не нужно больших затрат, не нужно длительных поездок и дорогостоящего оборудования. Достаточно внимательнее присмотреться к людям, живущим вокруг нас, покопаться в подшивках старых газет, совершить небольшую пешую экспедицию по родному краю. И тогда малая родина откроет массу своих тайн, массу таких факторов, которые вызовут любовь и уважение к родной земле, гордость за ее историю и культуру. И тогда станет ясно, что без малой родины история России была бы не полной, что вся великая держава состоит из множества таких маленьких неповторимых уголков.
2.7 Выставочная деятельность

Наверное, выставки являются одним из самых привычных и наглядных способов продвижения книги. В прошедшем году они оформлялись по всем направлениям, проявляя высокий уровень профессионального мастерства и свой индивидуальный стиль в выставочной работе. Наши выставки были ориентированы на удовлетворение образовательных, культурных, информационных, развлекательных потребностей.

Всего для детей и подростков в библиотеках МБУК «ЦБС» оформлено 63 книжно-иллюстративных экспозиций. Среди них как традиционные классические выставки, так и выставки- раздумья, выставки-дегустации, выставки-загадки

Нетрадиционная выставка-зонтик «Звёздный дождь нашего края»,экспонировалась в библиотеке филиале №6. Целью её стало - заинтересовать читателей информацией, посвященной нашим известным землякам. Выставка вызвала живой интерес среди читателей, не только детей, но и взрослых. На раскрытом зонтике можно увидеть капельки дождя в виде звёзд. А на них - портреты и информация о людях, прославивших наш край на всю страну, а некоторые даже и на весь мир. Рядом с зонтиком читателям была представлена информация, собранная в тематическую папку «Знаменитые люди нашего края» из периодической печати.

В библиотеке филиале № 4 для юных читателей была оформлена выставка книг «Ужас!», где представлены книги серии «Детский детектив», «Ужастики», «Библиотека фантастики, приключений и триллеров», «Готика», книги находились в закрытым черным ящике с надписью «Просунь руку достань и испугайся!». Надо ли говорить, что желающих взять книги с такой выставки было огромное количество! Позже, сами подростки, придумали бросать записки в ящик с рекомендацией книг «Это супер книга! Найди ее на полке и прочти!» и здесь уже рекомендовали не только ужастики, но и приключенческую, историческую литературу, познавательные книги. У школьников значительно возрос интерес к чтению, что можно было проследить по возросшей книговыдачи читательской группы: учащиеся 5-7 классов .
3. Основные направления и формы работы с руководителями детского чтения

ЦДБ продолжает работать в тесном сотрудничестве с педагогами общеобразовательных школ № 3,8,11,32. С каждой из школ заключен договор о совместной деятельности, выявлены их информационные запросы. Работа ведется по направлениям:

- Продвижение и популяризация чтения;

- Военно – патриотическое воспитание;

- Правовое воспитание;

- Пропаганда естественно – научной литературы.
Формы работы:

- Подбор книжно – иллюстративного материала по творчеству писателей, сценарного материала;

- Обзор литературы «Душеполезное чтение» (по страницам журнала «Свечечка»), «Новинки книг»;

- Организация выставок творческих работ учащихся школ города в стенах ЦДБ.
Воспитатели детских садов №№ 1,4,5,17,21,34,36,37,41,42 стоят в картотеках «Индивидуального информирования».

Формы работы:

Выставки – обзоры литературы «Ступеньки мудрости», «Книжные новинки», «Книги – лучшие друзья», «Поделки: и развлечение, и обучение».


  1. Библиотечные фонды. Формирование. Изучение.

В отчетном году на приобретение документов для детских библиотек было выделено 200,0 руб.(30%). Из местного бюджета израсходовано на детские библиотеки 43,0 руб.

Реализация выделенной суммы через – ООО «Эксмар Плюс», Роспечать (подписка на периодику), в дар от читателей.

В отчетном году за 1-ое полугодие 2013 года поступило 10 наименований журналов в количестве 50 штук; 2 экземпляра газеты в количестве 2 штук. 2-ое полугодие 2013 - 3 наименования журналов, 13штук; на 1-ое полугодие 2014 года – финансирования не выделено.
Наибольшее количество отказов получено на отдельные издания:
1. Бах «Чайка по имени Джонатан».

2. Крапивин В. П. «Белый щенок ищет хозяина».

3. Куприн А. «Аллея».

4. Маршак С. Я. «Вересковый мед».

5. Платонов А. «На заре туманной юности».

6. Пришвин М. «Москва – река».

7. Салтыков – Щедрин М. Е. «Севастополь в декабре».

8. Солоухин В. «Мститель».

9. Сент-Экзюпери А. «Коко».

10. Шварц Е. «Дракон».

11. Шекспир «Буря».

12. Шекспир «Зимняя сказка».

13. Шоу Б. «Дом, где разбиваются сердца».
Мероприятия по сохранности библиотечного фонда.
Работа по сохранности фонда начинается с первого посещения библиотеки:

- беседы при записи в библиотеку;

- экскурсии - знакомства с библиотекой;

- на абонементе ведется «Тетрадь работы с задолжниками», в которой ежеквартально отслеживается читательская задолженность, и сразу принимаются соответствующие меры (выход на дом, составление списков по классам, школам, телефонные звонки должникам).
В 2013 году было сделано:


  1. Звонки должникам- 237;

  2. Посещение на дому- 3;

  3. Списки по школам и классам- 6;

  4. Написано открыток – 3.

Самая ценная литература размещена в читальном зале библиотеки. Книги в единственном экземпляре и особо ценные выдавались на ограниченный срок, либо под денежный залог в соответствие с «Положением о системе залогов». Обслуживание учащихся выпускных классов и студентов проводилось только под денежный залог, что позволило резко сократить количество должников среди этой части читательской аудитории. Сохранить фонд - продлить книге жизнь, поэтому ежегодно по ЦБС ремонтируется до 1000 книг, а кроме этого, в целях профилактики, поступившую литературу в мягкой обложке прошивали и проклеивали скотчем. Вся работа по реставрации книг ведётся силами библиотекарей и читателей - активистов.
Ежегодно в библиотеках проводиться анализ использования книжных фондов.

В отчетном году изучали использование литературы 20 отдела. В соответствие с каталогом отдел насчитывает 108 экземпляров.

В результате анализа были получены следующие данные:


  1. По хронологическому составу просмотренная литература, изданная свыше 10 лет назад, составляет 98 экземпляров, что соответствует 90,7%

  2. По типу издания 66,6% (72 экземпляра) относятся к научно – популярной литературе; 21,3% (23 экземпляра) относятся к энциклопедиям и справочным изданиям; 6,5% (7 экз.) – учебная литература для средней школьного звена; 2,8% (3 экз.) – учебная литература для техникумов; 1,9% (2 экз.) – специальная производственная литература; 0,9% (1 экз.) – офиц. докум. издание.

  3. Из 108 экземпляров литературы отдела в течение года не были выданы ни разу 35 экземпляров (32,4%), не вызвали интереса 15 экземпляров литературы раздела (13,9%), 15 экземпляров (13,9%) устарели по содержанию, 3 экземпляра (2,8%) относятся к ветхой литературе, а 2 экземпляра (1,9%) – незаслуженно забытые. Остальные книги изучаемого раздела в течение года использовались для выполнения запросов, организации выставок, при проведение мероприятий.

Пассивную часть фонда составляет литература по общим вопросам данного отдела, так как эта литература по своему содержанию устарела.

Самой читаемой и востребованной была литература по вопросам экологии, посвященная тайнам природы, аномальным явлениям, пришельцам, монстрам и чудовищам. Как правило, эти книги изданы в последние годы, прекрасно иллюстрированы, что является приоритетным для современных детей.

Исходя из анализа состава и используемого фонда, по мере поступления средств на комплектование, пополнять изучаемый раздел фонда новинками, отвечающие и соответствующие запросам и потребностям читателей.

Не пользующуюся спросом устаревшую литературу списать.

Совершенствовать пропаганду книг 20 отдела в индивидуальной и массовой работе с читательской аудиторией.

6.Справочно-библиографическое и информационное обслуживание.

Справочно – библиографический аппарат детских библиотек состоит из карточных каталогов: алфавитного и систематического. Картотеки: вечные истины, картотека цитат, стихи, загадки, поэзия, для руководителей детского чтения, картотека профессий, СКС, КСК.

6.2. Справочно-библиографическое обслуживание, в т.ч. виртуальных пользователей ЦДБ


Всего
Виды справок
Выполнено справок
Кол-во консультаций

3000


Темат.
Уточ.
Адресн.
Факт.
В т.ч виртуаль.
В т.ч краеведчес.

4439


2207
51
339
403
14
185
6.3. Библиографическое информирование (индивидуальное, групповое, массовое)
Наименование

биб-ки


Индивидуальное инф-ние
Групповое инф-ние
Всего
абонентов
тем
опове

щений


Источников

Пред/ выдано


абонентов
тем
оповещений
источников
абонентов
тем
оповещений
источников
ЦДБ
27
26
125
749/

455


27
26
125
749/

455


Ф.№5
5
5
50
300/

120


5
5
5
110/

110


10
10
55
410/

230


Итого
32
31
175
1049/

575


5
5
5
110
37
36
175
1155/

685

- формой учета абонементов являются картотеки индивидуального и группового информирования.
6.31Фронтальное (массовое) информирование.

За год работники библиотеки подготовили и провели 48 обзоров. Они являются составной частью многих массовых мероприятий.

Таких как: библиотечный урок «Знакомьтесь, Книжкин дом», информационно – познавательный час «Держава мудрости», литературное путешествие «Жила – была книга» и «Чудеса поэзии», час краеведения «Моя малая Родина», урок нравственности «Нет милей дружка, чем родная матушка» праздничная программа «Прощание с азбукой» и других мероприятий с представлением лучших детских книг.

Выставка-это всегда творчество и средство воздействие на читателя.

Выставки играют большую роль в оформлении библиотечно – информационного пространства, раскрывающие библиотечный фонд.

Современную библиотеку трудно представить без системы выставок.

Именно выставки в библиотеке являются отражением всех событий происходящих в культурной и политической жизни страны.
Наиболее интересными стали выставки:
Выставка «Ступени мудрости народной», «Энциклопедия малыша», «Книжные новинки», «Лето с книгой и не только». (см. выставочная деятельность).

Узнать историю родного края, познакомиться с памятными местами Кузбасса, с его природой, талантливыми людьми, заглянуть в прошлое и поразмышлять о его будущем, в этом читателям поможет выставка, организованная библиотекарями абонемента под названием «Край, где ты родился и живешь», оформленная в рамках празднования 70 – летия Кемеровской области и выставка, работающая в течение года в читальном зале детской библиотеки «Родина моя – Кузбасс».
Издается библиографическая продукция:


  1. «Защитим природу» [Текст]: приглашение на выставку / Составитель С. В. Эскандерова – Анжеро- Судженск: ЦДБ, 2013. – 1л.; 298 х 210. – 10 экз.

  2. «Центральная детская библиотека» [Текст]: буклет / Составитель О. В. Аптреева – Анжеро-Судженск: ЦДБ, 2013. – 1л.; 297 х 210 мм. – 10 экз.

Для широкого круга читателей: выступления на радио:
- «По страницам любимых произведений» (о городской игре – викторине среди первоклассников);

- «Такие разные каникулы»;

- «Л. Н. Толстой – великий писатель великой страны»;
6.5 Формирование основ информационной культуры.

В библиотеке нет программы по формированию основ информационной культуры личности, т.к. библиотекари учебных заведений города традиционно занимаются этим вопросом, у них имеется все необходимее оборудование и материалы для реализации данной задачи.
Показатели работы по формированию информационной культуры личности.

Наименование библиотеки


Уроки по формированию основ ИКЛ
Экскурсии

(познавательные)


Массовые мероприятия по формированию основ ИКЛ
кол-во уроков
кол-во человек
кол-во экск.
кол-во человек
Дни библиог-рафии

(кол-во)


Информины, конкурсы, игры и др.

(кол-во)


кол-во

посети

телей


ЦДБ
-
-
18
423
-
8
179
Ф.№5
2
32
4
65
8
168
Всего
2
32
22
485
-
16
347
7. Организационно-методическая работа.

Вопросы организации обслуживания юных читателей поднимаются на мероприятиях по повышению профессионального уровня постоянно. В 2013 году много внимания уделялось работе библиотек по ФЗ-436, на февраль 2014г. запланирована встреча с работником городской прокуратуры. Мероприятие будет проведено с привлечением библиотекарей школ города.

В 2013 году библиотекари Центральной детской библиотеки приняли участие в российском проекте «Книжная авоська».

Традиционно библиотекари выступают активными участниками городской акции «Подари книгу библиотеке» и как принимающая сторона, и как дарители. В этом году книги не нашедшие место на библиотечных полках были переданы в социальный приют «Аист».

Среди проблем, которые планируются решать в 2014 году - обучение библиотечных специалистов методики проведения дискуссионных форм мероприятий.

В 2013 году разработаны следующие методические рекомендации: «Современные формы досуговых мероприятий», «Виртуальная книжная выставка в библиотеке», «Методические рекомендации по составлению библиотечных сценариев»; консультации: «Беседа как индивидуальная форма работы», «Как подготовить библиографический обзор», «Искусство создавать акции»

8. Библиотечные кадры.
Есть ли в штатном расписании ставка методиста по работе с детьми: - нет

Предоставить сведения о введении в штат новых должностей и специалистов- новых должностей не вводили

Заполните таблицы


Число молодых специалистов
-
Число сотрудников, обучающихся в учебных заведениях
-
Число работающих пенсионеров
5
Число ветеранов в библиотеке
2
Персонал, занятый обслуживанием читателей (для расчета нагрузки)
10
Число вакансий
-

8.1. Показатели нагрузки на одного библиотечного работника в детских библиотеках города (района) в 2013 году:


  • по числу читателей-детей – 6634

  • по количеству выдач экземпляров- 14530

- по числу посещений - 4600

8.2. Список сотрудников, имеющих правительственные награды и почётные звания, победителей конкурсов и т.д. в 2013 году - нет

9. Работа по связям с общественностью, рекламная и издательская деятельность.

Библиотекари стараются давать анонсовую информацию о досуговых мероприятиях и книжных выставках через СМИ, информационные стенды в библиотеках, афиши и приглашения.

Публикация статей о библиотечных мероприятиях в газетах, выступлениях на городском радио, сюжеты на местном телевидении создают позитивный образ библиотеки в глазах горожан разных возрастов и вызывает большой интерес и любопытство к запланированной работе библиотекарей. На собственном сайте МБУК «ЦБС», официальном сайте городской администрации, областном библиотечном портале регулярно размещается информация опережающего, либо отчетного характера о библиотечных мероприятиях, выставках, конкурсах, новинках литературы.


Всего
Публикации в газетах и журналах
Сюжеты на ТВ
Сюжеты на радио
Электронные СМИ
местные
областные
всероссийские
местном
областном
местном
146
10
6
25
105

10. Перечень информационных продуктов и услуг.

Выдача документов, справок, предоставление информации об имеющихся книгах и новых поступлениях, организованные тематические подборки и выставки, консультации, информационно - познавательные программы и часы.

Платные услуги детские библиотеки не оказывают.
Внебюджетные поступления в детские библиотеки в 2013 году.

От меценатов и спонсоров в 2013 году детская библиотека-филиал № 5 получила 20 тысяч на издание книги стихов Сергея Федоринова, самодеятельного поэта, работника культуры, который на протяжении нескольких лет был самым активным участником библиотечных мероприятий. Книга издана в типографии ОАО «АС Полиграфобъединение», тираж книги 50 экземпляров. На презентации книги «Я считаю себя поэтом», среди приглашенных гостей были родные С. Федоринова, члены городской литературной студии имени В.Д.Федорова, спонсоры. Каждый из них получил в подарок по книге. Оставшиеся экземпляры пополнят фонды библиотек системы.
12. Карты инноваций
Карты инноваций

Название библиотеки: городская библиотека-филиал №6

Название территории: Анжеро-Судженский городской округ, МБУК «ЦБС»

Название инновации: Акция «Библиотека приглашает!»

Вид и форма инноваций (необходимое выделить):

Инновации в технологических процессах

Инновации рекламной деятельности библиотек

Инновационные (новые) подходы, методы и формы в библиотечном обслуживании пользователей

Инновационные повышения квалификации библиотекарей

Новые информационные продукты и услуги

Новые направления деятельности библиотеки

Работа с социально-незащищёнными группами населения

Работа с трудными детьми и подростками

Автор инновации

Авторский коллектив: Максимова Елена Александровна, заведующая; Воронина Марина Александровна, библиотекарь; Соловых Маргарита Александровна, библиотекарь

Описание инновации: 1 ноября 2013 г. сотрудники библиотеки провели уличную Акцию "Библиотека приглашает!" (в центре строящегося поселка «Газовый - Силовой»). Цель этой Акции - создание привлекательного имиджа библиотеки, привлечение к чтению новых пользователей из вновь строящегося района, а заодно и проинформировать об услугах, предоставляемых библиотекой и о самой библиотеке. 

Жителям нового района вручались рекламные листовки с приглашением в библиотеку и  её адресом. Акция встретила большое одобрение и позитивное отношение к библиотеке. Для многих жителей района было открытием, что совсем рядом находится библиотека. Особенно были благодарны пожилые жители. У всех участников Акции поднялось настроение, прибавилось немножко радости от доброго и бескорыстного дела.

30 декабря 2012г.

Дата: _______________ Подпись: Аптреева Олеся Витальевна,

заведующая ЦДБ



Поделки детскими руками на пасху

Поделки детскими руками на пасху

Поделки детскими руками на пасху

Поделки детскими руками на пасху

Поделки детскими руками на пасху

Поделки детскими руками на пасху

Поделки детскими руками на пасху

Поделки детскими руками на пасху

Поделки детскими руками на пасху

Поделки детскими руками на пасху

Поделки детскими руками на пасху